Применение цифровых технологий в образовании

Образование и наука являются основными факторами развития социально-экономического капитала страны. Развитие отрасли образования способствует внедрению инноваций, обеспечивает молодежь необходимыми знаниями и навыками, необходимые для конкурентоспособности на современном рынке труда и является одной из ключевой движущей силой экономического роста.

Одним из основных макроэкономических показателей, отражающих экономическое состояние страны, является Валовой внутренний продукт (ВВП). Данный показатель характеризует материальное благосостояние нации, а, следовательно, и уровень жизни его населения.

По данным исследования международной компании Ernst&Young отмечается прямая связь между образованием и экономическим ростом страны. К примеру:

− увеличение охвата начальным образованием на 1% повышает ВВП страны на 0,35% (Stevens & Weale, 2003);

− увеличение продолжительности обучения в старших классах на один год повышает ВВП страны на 0,44% (Barro, 2002);

− реализация стратегических программ развития образования продолжительностью более 10 лет повышает ВВП страны почти на 5% (Hanushek & , 2007);

− страна, которая набирает на 5 баллов выше среднего балла PISA, повышает уровень производительности труда на 2,5% и ВВП на душу населения на 1,5% (ОЭСР, 2006);

− улучшение на 50 баллов PISA повышает годовой ВВП страны на 1% (Hanushek, 2010).

Фактором, влияющим на качество образования, являются расходы на одного учащегося. Казахстан расходует наименьшую сумму (12% от ВВП на душу населения) на образование одного ученика среди стран Европы и Центральной Азии — участников PISA2012. В России данный показатель составляет 21%, в странах ОЭСР в среднем – 27%. Однако причинно-следственная связь между бюджетными расходами на одного ученика и улучшением успеваемости относительна. Такие страны, как Польша и Эстония выделяют меньше бюджетных средств на одного ученика, чем страны со сходным уровнем экономического развития. При этом им удается обеспечить высокую грамотность большинства учащихся по математике и чтению к окончанию средней школы.

На сегодняшний день, согласно мировых рейтингов, образование Республики Казахстан отражено в следующей динамике:

—           Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) 2014-2015: Казахстан занял 50 место из 144 стран, по субиндексу «Факторы инноваций и сложности» — 89 место. Вместе с тем, наблюдается снижение позиций страны по 5 следующим направлениям: «Высшее образование и профессиональная подготовка» (-8), «Макроэкономическая среда» (-4), «Технологическая готовность» (-4), «Институты» (-2), «Инновационный потенциал» (-1). Наряду с этим, сопоставительный анализ демонстрирует понижение позиций по показателям «Охват средним образованием» (-13), «Охват высшим образованием» (-4) и опросному показателю «Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР».

—          Индекс развития человеческого капитала (Human Capital Index) 2015: за 2 года Казахстан повысил свой рейтинг на 8 позиций (56 место) по показателю блока «Образование» — «Возможности повышения квалификаций на рабочем месте».

—         оп-800 лучших вузов мира (QS WUR) 2014-2015: в рейтинг вошли 9 Казахстанских ВУЗов. Казахский национальный университет им. аль-Фараби (305), Евразийский национальный университет им. Л.Гумилева (324), и еще 7 университетов находятся на 500-701 позициях.

В сфере образования имеют место следующие проблемы:

—          Не обеспечен равный доступ к дошкольному образованию. Охват детей дошкольными организациями в республике составляет 41,3 %. При этом более чем 296,7 тысяч детей от 1 до 6 лет во всех регионах страны испытывает потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении.

—          В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 — в сельской местности. К сети Интернет подключено 98 % школ, сельских — 97 % (в 2005 году — 75 % и 70 % соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34 % школ. Низкий охват детей дополнительным образованием (21,6 %) по сравнению с другими странами (30 — 50 %).  Около 70 % учебных заведений ТиПО работают с использованием устаревшего оборудования.

—          Квалификационные требования к уровням квалификации специалистов требуют обновления, т.к. они не всегда соответствуют новым технологиям производства.

—          Не осуществляется прогнозирование потребности в кадрах на долгосрочный период.

—          Содержание образовательных программ высшего и послевузовского образования не в полной мере отвечает требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда.

—          Слабо развито социальное партнерство. Слабая связь с наукой и производством. Отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников, привлечения работодателей к процессу создания стандартов высшего образования, подготовки и аттестации специалистов.

—          Система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава развита не на должном уровне.

—          Низкая эффективность и результативность научных исследований и прикладных разработок, выполняемых в рамках диссертационных исследований.

Как показывает опыт развитых и развивающихся стран внедрение цифровых образовательных технологий поспособствует интеграции информационной инфраструктуры образования Республики Казахстан в мировую образовательную среду. Принимая во внимание мировой опыт, необходимо внедрение цифровых, инновационных технологий в сферу образования и науки, которые решают следующие задачи:

—    учет ресурсов и инфраструктуры организаций образования (основные средства, библиотечный фонд, материально-технической база);

—    управление  кадрами;

—    прогнозирование движения контингента учащихся;

—    планирование и контроль обеспечения ресурсами;

—    организация подушевого финансирования.

—    ежегодное прогнозирование потребности кадров на региональном уровне  для МСБ и крупных предприятий;

—    автоматизация процесса распределения грантов;

—    контроль трудоустройства выпускников по специальности;

—    своевременное корректирование среднесрочных прогнозных потребностей регионального рынка труда в рабочих кадрах с непосредственным участием работодателей.

—    обеспечить  учителя возможностью обучения по нескольким предметам в совмещенных классах малокомплектных школ за счет предоставления  цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету;

—    обеспечить самостоятельное обучение детей выбранного предмета;

—    обеспечить родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, информацией по самостоятельному обучению и коррекционной помощи на дому;

—    предоставление дополнительного образования и навыков в цифровой форме;

—    расширить базу востребованных цифровых образовательных ресурсовза счет привлечения коммерческих электронных курсов и курсов, которые признаются  работодателями;

—    увеличить возможность выбора самостоятельной траектории обучения для студентов ВУЗ и ТиПО;

—    организация непрерывного образования для повышения квалификации или получения дополнительной специальности;

—    ведения истории выпускников (информация о полученном образовании) и подтверждения дипломов, аттестатов и сертификатов;

—    ведения данных по научным работам (дипломные работы, диссертации, научные статьи) в электронном виде;

—    прием в одной системе заявок на оказание государственных услуг от внешних информационных систем (интеграция с ПЭП, ИС ЦОН, ГБД ЕЛ, РШЭП);

—    автоматизация процесса  обработки каждого типа заявки на единой платформе;

—    обмен данными в электронном виде;

—    выдача результата оказания услуги в электронном виде;

—    обеспечение хранения электронных документов и записей в соответствии с нормативно-правовыми актами;

—    обеспечение проверки достоверности электронного документа;

—    учет паспортов здоровья ребенка посредством интеграции с информационными системами Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

—    учет детей с ограниченными возможностями посредством информационного взаимодействия с информационными системами Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

—    предоставление информации населению о школах с инклюзивным образованием;

—    направление детей на коррекционную помощь (реабилитация).

Внедрение образовательных цифровых технологий позволит увеличить качество образования, производительность образовательных учреждений, автоматизировать бизнес-процесс оказания государственных услуг в электронном виде. Вопросы образования всегда остаются важнейшим государственным приоритетом. Следует отметить, что в Казахстане, реализация направления применения цифровых технологий в образовании планируется в рамках Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205.